Нет войне!
Зарегистрируйтесь

Учет материально-производственных запасов (Часть 2)

Учет материально-производственных запасов (Часть 2)

| Buhscheta.ru

  1. Часть 1 -  Учет материально-производственных запасов 
  2. Часть 2 - Учет материально-производственных запасов
  3. Часть 3 - Учет материально-производственных запасов

 

Учет материально-производственных запасов. (Часть 2)

 

Документальное оформление поступления производственных запасов.

Первичные документы по поступлению и расходованию МПЗ играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием производственных запасов.

Для отражения операций с материалами применяются, в основном, первичные документы унифицированной формы, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнаши­вающихся предметов, работ в капитальном строительстве».

Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений организации.

Материальные ресурсы могут поступать от поставщиков, подотчетных лиц, закупивших материалы в порядке наличного расчета, а также от списания пришедших в негодность основных средств и собственного производства.

Организации определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку материалов заключаются договоры с поставщиками, в которых определяются права, обязанности и ответственность сторон по поставкам запасов.

Для контроля за выполнением плана материально-технического обеспечения по договорам, своевременностью поступления и оприходования материалов предназначена служба снабжения (маркетинговая служба).

Поступающие на предприятие материалы оформляются первичными учетными документами в следующем порядке.

Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает покупателю расчетные и другие сопроводительные документы – платежное поручение или платежное требование (в 2-х экземплярах – один непосредственно покупателю, другой – через банк), товарно-транспортную накладную, квитанцию к железнодорожной накладной (при иногородней закупке) и др. Расчетные и другие документы, связанные с поступлением материалов, поступают к ответственному исполнителю по снабжению, который проверяет правильность их оформления.

В результате такой проверки на расчетном или другом документе делается отметка о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Кроме того, служба снабжения осуществляет контроль за поступлением грузов и их розыск. С этой целью ведется журнал учета поступающих грузов.

Проверенные платежные документы из службы снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций – экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции или непосредственно у поставщика прибывшие материалы по количеству мест и массе. При обнаружении признаков, вызывающих сомнение в сохранности груза, при приемке груза от транспортной организации можно потребовать проверку груза.

В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи материалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к организации, из-за действия которой произошли указанные выше действия (к транспортной организации или поставщику).

Для получения материалов со склада поставщиков экспедитору выдают наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению (наименование, единица измерения, количество). При приемке материалов экспедитор производит количественную и качественную приемку.

Принятые грузы экспедитор доставляет на склад организации и сдает ответственному за хранение материальных ресурсов (заведующему складом или кладовщику), который проверяет соответствие количества и качества материалов данным счета поставщика. Принятые материалы оформляют однострочными или многострочными приходными ордерами. Первый из них составляют только на определенный вид материала, во второй записывают все принятые материалы независимо от количества. Приходный ордер подписывают заведующий складом и экспедитор. Материальные ресурсы приходуются в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, счетом). Если материалы поступают в одной единице, а расходуются в другой, то они учитываются одновременно в двух единицах измерения.

Вместо приходного ордера (форма № М-4) приемку и оприходование материалов можно оформлять проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета поставщика; приемку материалов производит комиссия, оформляя акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Акт о приемке материалов – документ для оформления приемки товарно-материальных ценностей в случае расхождения фактического наличия с данными сопроводительных документов поставщика. В состав комиссии приглашают представителя поставщика или представителя неза­интересованной организации. Акт составляют также при приемке материалов, поступивших на предприятие без счета поставщика (неотфактурованные поставки).

Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного доку­мента применяют товарно-транспортную накладную.

Товарно-транспортная накладная – это первичный бухгалтерский документ, оформляющий операции по отпуску и приему товарно-материальных ценностей, а также перевозку грузов и кото­рый регулирует отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Товарно-транспортную накладную составляет грузоотправитель в 4-х экземплярах.

Первый из них служит основанием для списания материалов у грузоотправителя; второй – для оприходования материалов получателем; третий предназначен для расчетов с автотранспортной организацией и является приложением к счету на оплату за перевозку ценностей; четвертый является основанием для учета транспортной работы и прилагается к путевому листу. Товарно-транспортную наклад­ную применяют в качестве приходного документа у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступивших грузов с данными накладной. При наличии такого расхождения приемку материалов оформляют актом о приемке материалов.

Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства, материалов, оставшихся от списания основных средств и т.п., оформляют однострочными или многострочными накладными на внутреннее перемещение материалов, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах. Один из них является основанием для списания материалов с цеха-сдатчика, второй направляется на склад и используется в качестве приходного документа.

Подотчетные лица приобретают материалы в организациях торговли, у других организаций, на рынке или у населения за наличные деньги.

Документами, подтверждающими стоимость приобретенных материалов, являются товарный счет и акт (справка), которые составляет подотчетное лицо с участием других должностных лиц организации. В них излагается содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены. Подотчетное лицо отражает в акте (справке) также данные паспорта продавца товара. Акт (справка) прилагается к авансовому отчету подотчетного лица.

 

Документальное оформление расходования производственных запасов

Производственные запасы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке продажи излишних и неликвидных запасов.

Для обеспечения контроля за расходованием материалов и правильного документального его оформления организации осуществляют соответствующие организационные мероприятия. Важным условием контроля за рациональным использованием материалов, например, является их разработка и применение норм расхода материальных ресурсов, а также отпуск на основе уста­новленных лимитов.

Норма расхода материальных ресурсов – максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции установленного качества, выполнение технологических операций и т.д.

Лимит отпуска материальных ресурсов – предельный объем материальных ресурсов, который может быть отпущен потребителю в планируемом периоде. Лимиты рассчитываются службой менеджеров на основе данных об объеме выпуска продукции и норм расхода материалов на единицу продукции.

Все службы организации должны иметь список должностных лиц, которым предоставлено право подписывать документы на получение и отпуск со склада материалов, а также выдавать разрешения на вывоз из организации материалов. Отпускаемые материалы должны быть точно взвешены, измерены и подсчитаны.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами.

Лимитно-заборная карта – документ по учету отпуска товарно-материальных ценностей, применяемый в предприятиях различных отраслей народного хозяйства, являющийся комбиниро­ванным накопительным документом, применяемым вместо разовых накладных. Образец лимитно-заборной карты по форме № М-8 приведен в табл. 3.

Лимитно-заборные карты выписываются соответствующей службой в двух экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц.

Один экземпляр лимитно-заборной карты вручают цеху-получателю, другой – складу. Кладовщик записывает количество отпущенного материала и остаток лимита в оба экземпляра карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной. При замене в лимитно-заборной карте материала делают запись: «Замена, смотри требование № ____», уменьшая остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Для учета движения материалов внутри организации также применяют однострочные или многострочные требования-накладные. Накладные составляют материально ответственные лица участка, отпускающие ценности, в двух экземплярах, один из которых с распиской получателя остается на месте, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск производственных запасов сторонним организациям или своим хозяйствам, расположенным за пределами организации, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону. Их выписывает служба менеджеров в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получе­нии материалов в самих карточках складского учета, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах. Первый из них сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, второй остается на складе.

 

--------------------------------

Другие части серии

  1. Часть 1 -  Учет материально-производственных запасов 
  2. Часть 2 - Учет материально-производственных запасов
  3. Часть 3 - Учет материально-производственных запасов



Вы также можете быть заинтересованы в

 Учет материально-производственных запасов. (Часть 3) Учет материально-производственных запасов. (Часть 3)

27. 01. 2017, Buhscheta.ru Особенности учета и оценки поступления материалов при использовании счетов 15 и 16 ... Подробнее


 Учет материально-производственных запасов (Часть 1) Учет материально-производственных запасов (Часть 1)

27. 01. 2017, Buhscheta.ru Бухгалтерский учет материально-производственных запасов: понятие, классификация, оценка... Подробнее


категория: статьи

Другие статьи из категории статьи

С темой 'Учет материально-производственных запасов (Часть 2)' связан следующий тест по бухучету

Учет материально-производственных запасов, 10 примеров После регистрации »Чтобы заполнить эту финансовую проверку необходимо зарегистрироваться. После этого можно испытать бесплатную заполнения.

Вопросы и обсуждение


Пока комментариев по этому счету нет.








Защита от спама. Пожалуйста, введите номер четырнадцать: