Зарегистрируйтесь

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения у подрядчика

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения у подрядчика

| Buhscheta.ru

 

Договор подряда – это договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы.

Гражданский кодекс РФ определяет перечень работ, выполняемых по договору подряда, который включает в себя:

а) изготовление вещи;

б) переработку (обработку) вещи;

в) выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» ((далее - ПБУ 2/2008), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 октября 2008 г. №  116н  регулирует особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.

Договоры подряда, подпадающие под действие ПБУ 2/2008, включают в себя следующие договоры:

  • строительного подряда;
  • оказания услуг в области архитектуры;
  • инженерно-технического проектирования в строительстве;
  • иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом;
  • на выполнение работ по восстановлению зданий, сооружений, судов;
  • по ликвидации (разборке) зданий, сооружений, судов, включая связанное с ней восстановление окружающей среды.

Подрядчик может выбрать один из способов ведения бухгалтерского учета.

Первый способ, когда затраты складывается по объектам учета в период с начала исполнения договора на строительство до времени его завершения (окончательного расчета по законченному объекту строительства и передачи его застройщику).

Второй способ, когда затраты по отдельным выполненным конструктивным элементам или этапам работ в случае определения по ним финансового результата до сдачи заказчику объекта строительства учитываются в составе незавершенного производства по договорной стоимости.

Затраты на производство строительных работ группируются по статьям расходов: материалы; расходы на оплату труда рабочих; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов; накладные расходы.

Затратах организации на выполнение строительно-монтажных работ отражаются на счетах 20, 21Счет 21 - Полуфабрикаты собственного производства (Активные) , 22, 23Счет 23 - Вспомогательные производства (Активные) , 24, 25Счет 25 - Общепроизводственные расходы (Активные) , 26Счет 26 - Общехозяйственные расходы (Активные) , 27, 28Счет 28 - Брак в производстве (Активно-пассивные) , 29Счет 29 - Обслуживающие производства и хозяйства (Активные) бухгалтерского учета.

Счет 20 «Основное производство» используется для учета затрат по выполнению строительно-монтажных работ. По дебету счета 20 отражаются прямые расходы организации в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:

 10 «Материалы» - на стоимость материалов, конструкций и изделий, использованных при производстве работ;

 23 «Вспомогательные производства» - на стоимость услуг, оказанных собственными подсобно-вспомогательными производствами организации;

 25 «Общепроизводственные расходы» - на стоимость расходов по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов;

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на суммы по оплате труда рабочих, занятых на строительно-монтажных работах;

 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на стоимость услуг, связанных с производством работ, и др.

Косвенные (накладные) расходы, связанные с управлением и обслуживанием строительного производства, списываются на счет 20 с кредита счета 26Счет 26 - Общехозяйственные расходы (Активные) «Общехозяйственные расходы» или на счет 90-2Счет 90-2 - Себестоимость продаж (Активно-пассивные) в зависимости от выбранной учетной политики.

Потери от брака во время производства работ, а также затраты по устранению недостатков, обнаруженных в течение периода гарантийной эксплуатации объекта, списываются со счета 28Счет 28 - Брак в производстве (Активно-пассивные) «Брак в производстве».

При ведении счета 20 к нему открываются соответствующие субсчета, и, как правило, стоимость работ, выполненных субподрядными организациями, учитывается на отдельном субсчете счета 20. При сдаче работ по мере всего выполнения объема работ учет договора подряда у подрядчика рассматривает затраты по договору в течение всего срока договора. В момент приемки выполненных работ заказчиком накопленные затраты списываются со счета 20 «Основное производство» в дебет счета 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) «Продажи» .а Одновременно по кредиту счета 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) «Продажи» отражается договорная стоимость выполненных работ.

Все фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство образуют затраты подрядчика. Затраты формируются по объектам учета, начиная с периода действия договора на строительство и до времени его завершения, т. е. до окончательного расчета по законченному объекту строительства и сдачи его застройщику. При этом затраты учитываются у подрядчика нарастающим итогом как незавершенное производство, а промежуточная оплата – как авансы, полученные до полного завершения работ по договору на объекте строительства.

В затратах подрядчика отражаются  расходы по образованию резервов на покрытие предвиденных расходов и потерь, связанных с организацией и производством подрядных работ. Непредвиденные расходы и потери могут возникнуть  на стадии производства работ, а также после их завершении и сдаче застройщику. В случае,  если указанные расходы могут быть достоверно оценены создаются резервы на покрытие предвиденных расходов.

Подрядная строительная организация осуществляет налоговые вычеты по НДС в общем порядке. Налоговые  вычеты при выполнении строительных работ у подрядчика производятся по материально-производственным запасам, использованным при производстве работ.

Сумма НДС, предъявленного поставщиком материально-производственных запасов, принимается к вычету после оприходования материалов при наличии счет-фактуры.  Таким образом, задействуется счет 10Счет 10 - Материалы (Активные) «Материалы», а на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» выделяется НДС.

В том случае, когда подрядная строительная организация использует материалы поставки заказчика на давальческих условиях (без перехода права собственности на материалы к подрядчику) для выполнения строительно-монтажных работ, то в этом случае при передаче заказчиком материальных ценностей на давальческих условиях подрядной организации для строительства объекта стоимость таких материальных ценностей в объем выполненных работ, облагаемый НДС, у подрядчика не включается. При этом заказчик при наличии счета-фактуры сможет принять к вычету НДС по таким материалам после того, как они будут оприходованы.

 

Основные проводки по договору подряда у подрядчика следующие:

 

Дебет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные)

- получен аванс от заказчика на проведение работ

 

Дебет 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) Кредит 68

- начислен НДС с полученного аванса

 

Дебет 20

Кредит 10Счет 10 - Материалы (Активные) (60, 70Счет 70 - Расчеты с персоналом по оплате труда (Активно-пассивные) , 69Счет 69 - Расчеты по социальному страхованию и обеспечению (Пассивные) и др.)

- отражены затраты по выполнению договора в течение всего срока выполнения работ

 

Дебет 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) Кредит 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные)

- отражена стоимость выполненных работ

 

Дебет 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) Кредит 68

- начислен НДС от стоимости реализованного объекта

 

Дебет 90Счет 90 - Продажи (Активно-пассивные) Кредит 20

- списаны затраты, связанные с выполнением работ по договору подряда

 

Дебет 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные) Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные)

- зачтена сумма полученного аванса

 

Дебет 68 Кредит 62Счет 62 - Расчеты с покупателями и заказчиками (Активно-пассивные)

- восстановлен НДС, уплаченный с аванса 

 




категория: статьи

Другие статьи из категории статьи

С темой 'Особенности бухгалтерского учета и налогообложения у подрядчика' связан следующий тест по бухучету

Проводки по договору подряда у подрядчика , 14 примеров После регистрации »Чтобы заполнить эту финансовую проверку необходимо зарегистрироваться. После этого можно испытать бесплатную заполнения.

Вопросы и обсуждение


Пока комментариев по этому счету нет.








Защита от спама. Пожалуйста, введите номер четырнадцать: