Зарегистрируйтесь

Учет денежных средств на расчетных счетах

Учет денежных средств на расчетных счетах

| Buhscheta.ru

Нормативные документы:

Положение ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П (вступ. в силу 09.07.2012)
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131829

  1. Расчетные документы и порядок их заполнения

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Для безналичных расчетов в настоящее время используются следующие расчетные документы (п. 1.1 Положения № 383-П):

  • платежные поручения
  • аккредитивы
  • инкассовые поручения
  • чеки;
  • прямое дебетование (расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств)
  • переводом электронных денежных средств.

На основании "Распоряжение о переводе денежных средств" кредитные организации могут осуществлять переводы денежных средств с помощью:

  • плательщиков средств;
  • получателяй средств;
  • взыскателей средств (лиц или органов, имеющих право предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков).
    Формы распоряжений:  платежное поручение; инкассовое поручение; платежный ордер; платежное требование.
    Также перевод денежных средств осуществляется с применением наличных расчетов. Такие, как:
  • списание денежных средств с банковских счетов плательщиков и выдачу наличных денежных средств получателям средств (физическим лицам);
  • прием наличных денежных средств от физического лица и их зачисление на банковский счет получателя средств;
  • прием/выдача наличных денежных средств по распоряжению плательщиков/получателей (физических лиц) между друг другом.


Банки могут проводит операции с электронными деньгами по их преобразованию в наличные и безналичные денежные средства и обратно, с помощью банковских счетов и без их открытия.
Бланки документов изготавливаются в типографии либо на электронных носителях. Допускается использование бланков, полученных на ксероксе. Бланки документов заполяются на пишущих машинах или комньютерах, подписи проставляются ручкой черного или синего цвета. Оттиск печати должен быть черного,синего или фиолетового цвета.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

  1. Наименование расчетного документа и код формы;
  2. Номер расчетного документа и дата выписки;
  3. Вид платежа;
  4. Наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  5. Наименование и местонахождения банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
  6. Наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;
  7. Наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета или субсчета;
  8. Назначение платежа;
  9. Срок платежа;
  10.  Сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
  11.  Очередность платежа;
  12.  Вид операции;
  13.  Условия оплаты;
  14.  Подписи и оттиск печати.

 

В расчетных документах НЕ ДОПУСКАЮТСЯ помарки, подчистки, исправления, а также использование корректирующей жидкости.
Расчетные документы ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ к предъявлению в банк В ТЕЧЕНИИ 10 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ, не считая дня виписки расчетного документа. Расчетные документы предъявляются банками независимо от их суммы.

  1. Формы перевода денежных средств

 

Перевод денежных средств осуществляется в рамках следующих форм безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, инкассам, расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование), расчетов в форме перевода электронных денежных средств. 

  1. Расчеты платежными поручениями

 

  1. Платежное поручение
  2. Выписка банка
  3. Платежное поручение
  4. Платежное поручение
  5. Выписка банка

 

  1. Банк списывает денежные средства и извещает организацию о списании денег с ее счета специальным документовм – выпиской банка.
  2. Банк организации передает платежное поручение с отметкой о произведенной операции банку поставщика.
  3. Банк поставщика зачисляет сумму, указанную в платежном поручении, на счет поставщика и предоставляет поставщику выписку банка о свершенной операции и экземпляр платежного поручения.

Платежное поручение – распоряжение плательщика банку списать с его счета сумму (если счет открыт), указанную в платежном поручении и перевести ее на счет поставщика или другого получателя средств.

При расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика - физического лица получателю средств.

Если счет не открыт, то при внесении наличных по распоряжению физического лица, банк составляет платежное поручение и переводит денежные средства в банк получателя.

Платежные поручения могут использоваться для перечисления денежных средств за полученные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; для перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, для перечисления денежных средств в качестве погашения кредитов, а также всех других перечислений денежных средств, предусмотренных законодательством.

  1. Расчеты по аккредитиву

 

Аккредитив открывается по требованию поставщика. Организация для открытия аккредитива подает в свой банк заявление, в котором указывается:

- вид аккредитива;
- условия оплаты аккредитива;
- номер счета для исполнения аккредитива;
- срок действия аккредитива;
- дата открытия и закрытия;
- наименование документов, на основании которых производится платеж по аккредитиву;
- сумма аккредитива.

Банк организации, который открывает аккредитив, называется банк-эмитент.
Денежные средства, поступившие от банка эмитента зачисляются банку поставщика на специальный счет, с которого будут оплачиваться счета поставщиков при предъявлении соответствующих отгрузочных документов. Перевод средств осуществляется с помощью платежного поручения.

Банк поставщика называется исполняющий банк.

В случае непринятия аккредитива исполняющий банк извещает банк-эмитент НЕ ПОЗДНЕЕ 3 РАБОЧИХ ДНЕЙ, начиная со дня поступления аккредитива.
Аккредитив может быть открыт организацией за счет собственных средств с расчетного или валютного счетов, за счет банковских кредитов. А может быть покрыт по желанию организации полностью или частично.

  1. Расчеты по чекам

 

Расчеты чеками осуществляются в соответствии с федеральным законом (“Гражданский Кодекс РФ (часть вторая)” от 26.01.1996 N 14Счет 14 - Резервы под снижение стоимости материальных ценностей (Пассивные) -ФЗ (ред. от 14.06.2012)) и договором.
Чек – ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж суммы, указанной в чеке чекодателю.

Чек оплачивается за счет средств чекодателя. Он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные правилами безналичного денежного обращения.

  1. Расчеты платежными требованиями (прямое дебетование)

 

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 25.12.2012)
“О национальной платежной системе”.

 

  1. Платежное требование + отгрузочные документы
  2. Платежное требование + отгрузочные документы
  3. Платежное требование + отгрузочные документы
  4. Согласие на оплату или отказ
  5. Выписка банка
  6. Или согласие, или отказ
  7. Выписка банка от поступления денег или отказ от оплаты

Поставщик после отгрузки товаров предъявляет в банк платежное требования и документы об отгрузке (счет-фактура, товарно-транспортная накладная, ж/д накладная). Банк поставщика передает эти документы в банк организации, который передает их организации.
Она принимает решение, принять документы к оплате (акцептовать) или отказаться от оплаты (отказ от акцепта).
Основания для отказа от акцента поставщика должны быть предусмотрены в договоре, например, нарушение ассортимента или сроков поставки.
Если фирма приняла решение об оплате, то банк списывает сумму, указанную в платежном требовании. Организация получает выписку о списании денежных средств с ее счета. Банк организации передает информацию об оплате счета в банк поставщика. Тот зачисляет сумму на счет поставщика и предоставляет выписку банка.
Если организация не принимает акцепт поставщика, то ее банк направляет информацию об отказе в банк поставщика, который передает отказ поставщику.

  1. Расчеты инкассовыми поручениями

 

Инкассовые поручения принимаются в том случае, когда списание денежных средств со счета организации может быть произведено в бесспорном порядке (согласие организации не требуется):
- если бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством;
- взыскание по исполнительным документам (по решению судов прокуратуры);
- если безакцептное (без согласия) списание денег предусмотрено договором.
При недостаточноти денег на счете списание осуществляется в следующем порядке:

  1. В первую очеред списывается сумма по исполнительным документам, предусматривающим списание денежных средств по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании имущества.
  2. Во вторую очередь, производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денег для расчетов по выплате выходных пособий и оплаты труда.
  3. Списание по платежным документам (платежи в бюджет и внебюджетные фонды).
  4. Списание по исполнительным документам (удовлетворение других денежных требований).
  5. Списание по всем остальным платежным документам в порядке календарной очередности.

Инкассовое поручение, предъявляемое через банк получателя средств, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО для представления в банк получателя средств В ТЕЧЕНИЕ 10 КАЛЕНДАРНЫХ ДНЕЙ со дня его составления.

  1. Бухгалтерская обработка банковских документов

 

О всех изменениях на расчетном счете банк извещает своего клиента выписками из расчетного счета. В выписке указывают все поступления и списания денежных средств с расчетного счета, остаток на начало и конец дня. Периодичность предоставления банковских выписоксогласовывается в договоре банковского счета. Как правило, выписака банка предоставляется ежедневно.
Бухгалтер, который ведет счет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) , проводит выписку банка и подбирает к нейсоответствующие расчетно-платежные документы:

- платежные поручения (выписывает тот, кто хочет отправить денежные средства; основная доля расчетов);
- чеки;
- аккредитивы;
- платежные требования (выписывает тот, кто хочет получить денежные средства);
- инкассовые поручения.

К каждой выписке банка оформляется две пачки банковских документов:

  1. Банковские документы, отражающие поступления денег на расчетный счет (по дебету счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) “Расчный счет”);
  2. Документы, отражающие списание денег с расчетного счета (кредит счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) “Расчетный счет”).

 

Бухгалтер проверяет соответствие расчетных документов банковской выписке. На каждом расчетном документе проставляет корреспондирующий счет для дальнейшей бухгалтерской обработки.

  1. Синтетический учет денежных средств на расчетном счете

 

Счет 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) “Расчетный счет” предназначен для обощения информации о наличие и движении денежных средств на расчетных счетах организации. Она может иметь несколько расчетных счетов. В этом случае аналитический учет по счету 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) “Расчетный счет” ведется по каждому расчетному счету.
На основании поступления денег на расчетный счет составляется листок-расшифровка по дебету счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) . Итоговая строка листка-расшифроки по дебету счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) должна быть равна итогу поступления денег на расчетный счет в выписке банка за одна и ту же дату.
На основании документов о сприсании денег с расчетного счета составляется листок-расшифровка по кредету счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) . Итоговая строка листка-расшифроки по кредиту счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) должна быть равна итогу списания денежных средств с расчетного счета в выписке банка за одна и ту же дату.
Итоговая строка листка-расшифроки по кредиту счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) записывается в соответствующем журнале-ордере. Итоговая строка листка-расшифроки по дебету счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) записывается в ведомость счета 51Счет 51 - Расчетные счета (Активные) “Расчетный счет”.





С темой 'Учет денежных средств на расчетных счетах' связан следующий тест по бухучету

Учет бухгалтерских операций по расчетному счету, 20 примеров После регистрации »Чтобы заполнить эту финансовую проверку необходимо зарегистрироваться. После этого можно испытать бесплатную заполнения.

Вопросы и обсуждение


Пока комментариев по этому счету нет.








Защита от спама. Пожалуйста, введите номер четырнадцать: